17 октября

Как подготовиться к марафону за 52 дня

Поделиться
Поделиться

Московский марафон появился в моих планах в тот самый момент, когда привычное течение жизни развернулось на 180 градусов, всё запланированное ранее оказалось неактуальным, а я утвердился в мысли, что в сентябре буду находиться в столице.

Но даже после того, как мы со Стасом Оленевым и Вовой Бритовым решили штурмовать рубеж 3:30, быстро приступить к тренировкам не удалось. Отъезд в Москву, трудоустройство, поездка в Кемерово для организации Беловского триатлона, поиск жилья, воспалившийся голеностоп, переезд — все эти заботы привели к тому, что на первую тренировку к Московскому марафону я вышел 2 августа, когда до старта оставалось 52 дня, а в моем активе за все лето было менее 100 километров пробега.

Ну, что ж. Раз уж решил, то побежали.

Супертренер из I Love Supersport Кемерово Саша Рашевский составил экспресс-план приведения меня в порядок за семь недель, и я приступил к его выполнению. Сначала это были коротыши, чтобы втянуться и разбегаться. К концу третьей недели пришло время пробежать полумарафон Лужники. По жаре непросто было поддерживать целевой темп из 5 минут на километр. И хоть задание я выполнил, но в целом позитива мое состояние не вызывало.

А к началу осени я неожиданно разбегался. Вернулась привычная легкость в движениях, а ноги понесли сами. За первые недели сентября на тренировках мне удалось побить два своих личника: 19.11 на пятерке и 40.57 на десятке. Очень помогало и заочное соперничество с моими товарищами по миссии #из330 — я двигался параллельным курсом со Стасом и Вовой, что придавало энергии и добавляло уверенности в собственных силах.

Я давно хотел пробежать марафон быстрее 3:30 и считал этот рубеж для себя серьезным и сложным. Однако за неделю до Москвы наш Слава Слизников пробежал в Берлине за 3:26.23 и тем самым поднял планку еще чуть выше. Так у меня появилась задача-максимум.

К Московскому марафону я подходил в отличной форме и с позитивом от того, что скоро увижу своих друзей, с которыми мы пойдем штурмовать заветный результат. Garmin показывал, что я нахожусь в идеальном состоянии и полностью готов к своем лучшему бегу.

Согласно разработанной нами тактике, я должен вести забег первые 24 километра. От меня требовалось вытащить нас со стартовой поляны с минимальными потерями сил и времени на обгоны, опередить пейсеров и с ровным темпом довести нас до первых больших подъемов к Цветному бульвару. К этому моменту мы должны опережать график на полторы минуты.

Следующие 11 километров солировать предписано Стасу, который должен погасить набранную скорость, чтобы мы не упоролись на трех больших подъемах, но при этом выдержать темп таким, чтобы к выходу на набережную мы оставались в графике, который позволил бы нам атаковать нужный результат на последних километрах, где ключевая роль отводилась Вове. От него, как самого быстрого и мощного из нас, требовалось «пробить стену» на отметке 35 км, вернуть наш бег к рабочему равнинному темпу и «раскатить» нас на финиш.

На бумаге всё это выглядело замечательно, оставалось малое — пробежать.

Небольшая заминка случилась на выдаче номеров, где нас со Стасом в определили в кластер D, а Вову — в более поздний кластер E. Благо, там же на регистрации, нам удалось вернуть его в свои ряды и получить заветную наклейку с буквой D.

file

23 сентября небесные хляби решили не создавать интригу и с самого утра зарядили дождем. В совокупности с низкой температурой получилось очень холодно. Быстро переодеваемся, сдаем вещи в камеры хранения, идем к туалетам и... понимаем, что в толпе потеряли Стаса. Безуспешно пытаемся его найти, делаем свое дело и бежим к старту. Встаем у входа кластер, чтобы не пропустить Стаса, и оказываемся в самом его хвосте. Обгонять придется много.

За несколько минут до старта слышим за спиной: «Я тут». Стас нас нашел. Все в порядке, наша команда в полном составе. Согреваемые этой мыслью и окружающей нас толпой стоим под дождем. Нам уже не холодно. Стартует элита, а мы продвигаемся вперед мелкими шажками. Думаем каждый о своем. Предвкушаем 42 километра по улицам Москвы. В колонках вопит ведущий: «Стартует кластер D». Перешагиваем линию старта. Запускаем секундомеры. Побежали.

Старт из многотысячной толпы — штука специфическая. Сканирую глазами пространство, слежу за перемещениями бегунов, просчитываю в голове траекторию на несколько метров вперед, перестраиваюсь и по-лыжному расставляю локти в стороны, чтобы Стас и Вова успевали протискиваться за мной сквозь плотные ряды марафонцев.

Выбегаем из тесных Лужников и вскоре обгоняем пейсеров. Всё, мы продрались сквозь наш кластер и не потеряли время. Можно перейти на крейсерскую скорость. Получается даже чуть быстрее, чем планировали, но бежится легко. Интересно, надолго ли это ощущение сохранится?

Дождь закончился. Стабильно чеканя километры, тащу ребят вперед. Близится середина дистанции. Подступает первая волна усталости. В ответ подключаю гели. Половину пути проходим с опережением графика на три минуты. Значит, на подъемах у нас есть запас. А вот и Яуза. Уступаю место Стасу. Свою часть дистанции я отработал, теперь главное не отвалиться.

Стас молодец, чуть замедляет темп в подъемах. Вова несколько раз дергается вперед, но я его осаживаю. Пока рано. Вверх-вниз. Отдыхаем на спуске по Тверской и вновь работаем в подъем к Лубянке. Запас сил есть. Пытаемся вспомнить результат Славы в Берлине. Безуспешно. Настраиваемся на 3:26 с копейками. А вот и спуск к набережным. Давай, Вова. Твое время настало.

До финиша 6 километров, а до нашей цели еще 33 минуты запаса. Это значит, что рубеж 3:30 уже точно будет побит. Переглядываемся. Все всё понимают: общая миссия выполнена, дальше у каждого свои амбиции. Вова увеличивает скорость, я держусь, Стас отстает.

Работаю за Вовой пару километров и отпускаю его. Набранный темп мне подходит, а быстрее я уже не смогу. Бегу в одиночестве, слежу за часами — заветные 3:26 уже близко. Пора ускоряться. Пропускаю последний пункт питания.

file

Бесконечная прямая в Лужниках. Финишная арка всё ближе и ближе. Вспоминаю, как умирал здесь два года назад. Теперь все иначе. В кровь по капле просачиваются эндорфины. Улыбаюсь сам себе. На часах 3:25 с копейками. Понимаю, что успел. Перестраиваюсь вправо. Там просторнее, да и к фотографу ближе. Шире шаг, грудь вперед. Бег — это полет.